ФЭНДОМ

Внутренняя политика Править

Приверженность Екатерины идеям Просвещения определила характер её внутренней политики и направления реформирования различных институтов российского государства. Для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм».

При Екатерине происходило усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления. Их основной идеей была критика уходящего феодального общества. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления.

Также при Екатерине достигли своего пика дворянский абсолютизм и крепостничество.

Важные внутренние преобразования Править

  • Переустройство сената: он был разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами, во главе становился генерал-прокурор; каждый департамент имел определённые полномочия; общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией.
  • Губернская реформа: в 1775 было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи»; вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд. Из прежних 23 губерний образовано 50; генерал-губернатор следил за порядком в местных центрах и ему подчинялись 2-3 губернии, объединенные под его властью; губернатор - глава губернии, назначаемая сенатом; капитан исправник— стоял во главе уезда, предводитель дворянства, избираемый им на три года; в каждой губернии и уезде были свои сословные учреждения.
  • Ликвидация Запорожской Сечи: проведение губернской реформы на Левобережной Украине в привело к изменению полкового устройства на административное деление на губернии и уезды, окончательному установлению крепостного права и уравнению в правах казацкой старшины с российским дворянством; также дальнейшая необходимость в сохранении присутствия Запорожских казаков на их исторической родине для охраны южных российских границ отпала; в то же время их традиционный образ жизни часто приводил к конфликтам с российскими властями; "последним звоночком" к этому решению стало восстание Пугачевских казаков - Екатерина решилась расформировать Сечь.
  • Начало присоединения Калмыцкого ханства: в результате общих административных реформ 70-х годов, направленных на укрепление государства, было принято решение о присоединении к Российской империи калмыцкого ханства; своим указом Екатерина ликвидировала Калмыцкое ханство, тем самым начав процесс присоединения к России государства калмыков, ранее имевшее отношения вассалитета с Российским государством)

Экономическая политика Править

Правление Екатерины II характеризовалось развитием экономики и торговли. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций.

Большое значение имело введённое императрицей государственное уменьшение цен на соль, которая являлась одним из наиболее жизненно важных в стране товаров. Сенат законодательно установил цену на соль в размере 30 копеек за пуд (вместо 50 копеек) и 10 копеек за пуд в регионах массовой засолки рыбы. Это способствовало усилению конкуренции и улучшению товара.

Возросла роль России в мировой экономике— в Англию стало в больших количествах экспортироваться российское парусное полотно, в другие европейские страны увеличился экспорт чугуна и железа. В 1767 был полностью запрещен импорт тех товаров, которые производились или могли производиться внутри России.

Вместе с тем, Россия при Екатерине пережила ряд финансовых кризисов и вынуждена была делать внешние займы.

Социальная политика Править

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году был открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. В 1783 году основана Российская академия.

В Москве и Петербурге были основаны Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей Сената. Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала такую прививку. Развивались новые для России направления медицины: были открыты новые больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

Религиозная политика Править

В целом в России при Екатерине II проводилась политика религиозной терпимости. Представители всех традиционных религий не испытывали давления и притеснения. Так, Екатериной издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий.

Вступив на престол Екатерина отменила указ Петра III о секуляризации земель у церкви. Но уже в 1764 вновь издала указ о лишении Церкви земельной собственности. На Украине секуляризация монастырских владений была проведена в 1786.

При Екатерине II прекратились преследования старообрядцев. Императрица выступила инициатором возвращения из-за границы экономически активного старообрядческого населения. Им было разрешено иметь священников.

Свободное переселение немцев в Россию привело к существенному увеличению числа протестантов в России. Им также дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения.

После присоединения к Российской империи земель, прежде бывших в составе Речи Посполитой, в России оказалось около миллиона евреев — народа с иной религией. За иудеями сохранялось право на публичное отправление веры. Религиозные дела и споры были оставлены в ведении еврейских судов.

Буддизм также получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался.

Пугачевщина Править

Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкирию, часть Западной Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье. В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия.

Восстание продолжалось 2 года, с 1773 по 1775, несмотря на пленение Пугачева в 1774.

Причины Править

Крестьянская война в основе своей имела комплекс причин, различных для каждой из групп участников. Их объединил "мнимый факт" чудесного объявления законного наследника престола Петра Федоровича.

  • Основной движущей силой восстания выступило яицкое казацкое войско. В течение всего XVIII века они теряли привилегии и вольности одну за одной, но в памяти ещё оставались времена полной независимости от Москвы. Экономика войска была целиком построена на продажах рыбы и икры, и соль была стратегическим продуктом. Запрет на вольную добычу соли и появление откупщиков соляного налога среди верхушки войска привели к резкому расслоению среди казаков.
  • Не меньшее напряжение присутствовало и в среде иноверческих народов Урала и Поволжья. Начавшееся в XVIII веке освоение Урала и активная колонизация земель Поволжья, строительство и освоение военных пограничных линий, расширение Оренбургского, Яицкого и Сибирского казачьих войск с выделением им земель, ранее принадлежавшим местным кочевым народам привели к многочисленным волнениям среди башкир, татар, казахов, чувашей, калмыков.
  • Ситуация с рабочими на заводах Урала была также взрывной. Начиная с Петра правительство решало проблему рабочей силы в металлургии в основном припиской государственных крестьян к казённым и частным горным заводам и разрешением новым заводчикам покупать крепостные деревни. В довершении к этому последовал Указ Екатерины II 1767 года о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. В условиях полной безнаказанности и личной зависимости рабское положение крестьян усугубляется прихотями, капризами или настоящими преступлениями, творящимися в усадьбах, и большинство из них оставлялись без расследования и последствий.

Итоги восстания Править

Восстание Пугачёва нанесло огромный ущерб металлургии Урала. К восстанию полностью присоединились около половины существовавших на Урале заводов, численность приписанных к ним крестьян составляло 40 тысяч человек. И хотя заводы удалось быстро восстановить, восстание заставило пойти на уступки по отношению к заводским работникам, во избежание повторения подобных происшествий.

Была скорректирована политика по отношению к казачьим войскам, ускоряется процесс их трансформации в армейские подразделения. Казачьим офицерам активнее передаётся дворянство с правом владения своими собственными крепостными.

В 1779 был издан манифест об общих правилах использования приписных крестьян на казённых и партикулярных предприятиях, который несколько ограничивал заводчиков в использовании приписанных к заводам крестьян, ограничивал рабочий день и увеличивал оплату труда.

Внешняя политика Править

Разделы Польши Править

Поводом для вмешательства в дела Польши послужил вопрос о положении православных и протестантов, там проживающих, чтобы права тех были уравнены с правами католиков. Екатерина оказывала сильное давление на шляхту с целью избрания на польский престол своего ставленника Станислава Августа Понятовского, который и был избран. Часть польской шляхты выступила против этих решений и воспользовалась правом конфедерации в Баре. Оно было подавлено русскими войсками в союзе с польским королём. В 1772 Пруссия и Австрия, опасаясь усиления российского влияния в Польше и её успехами в войне с Османской империей, предложили Екатерине провести раздел Речи Посполитой в обмен на прекращение войны, угрожая в противном случае войной против России. В 1772 состоялся первый раздел Польши между Россией, Пруссией и Австрией. Россия по этому разделу получила исконно свои земли, входившие в состав Великого княжества Литовского. Польский сейм был вынужден согласиться с разделом и отказаться от претензий на утраченные территории. В 1793 году состоялся второй раздел Польши между Россией и Пруссией, утверждённый на Гродненском сейме. Россия получила Центральную Белоруссию с Минском и Правобережную Украину. В марте 1794 началось восстание под руководством Тадеуша Костюшко, целями которого было восстановление территориальной целостности Польши, однако весной того же года оно было подавлено русской армией под командованием А. В. Суворова. В 1795 году состоялся третий раздел Польши. Россия получила Литву, Курляндию, Волынь и Западную Белоруссию. по этому разделу государство Речь Посполитая перестало территориально существовать.

Русско-турецкие войны Править

Когда вспыхнуло восстание Барской конфедерации, турецкий султан объявил войну России (Русско-турецкая война 1768—1774), используя как предлог то, что один из русских отрядов, преследуя поляков, вошёл на территорию Османской империи. Русские войска разбили конфедератов и стали одерживать одну за другой победы на юге. Добившись успеха в ряде сухопутных и морских битв, Россия заставила Турцию подписать Кючук-Кайнарджийский договор, в результате которого Крымское ханство формально обрело независимость, но фактически стало зависеть от России.

После окончания русско-турецкой войны 1768—1774, политика России в отношении Крымского ханства была направлена на установление в нём пророссийского правителя и присоединении к России. Под давлением русской дипломатии ханом был избран Шахин Гирей. Предыдущий хан — ставленник Турции Девлет IV Гирей — попытался оказать сопротивление, но оно было подавлено А. В. Суворовым. Одновременно не была допущена высадка турецкого десанта в Крыму и тем самым предотвращена попытка развязывания новой войны. В 1782 году против Шахина вспыхнуло восстание, которое подавили введённые на полуостров русские войска, а в 1783 манифестом Екатерины II Крымское ханство было присоединено к России.

Следующая война с Турцией произошла в 1787—1792 годах и являлась безуспешной попыткой Османской империи вернуть себе земли, отошедшие к России в ходе предыдущей Русско-турецкой войны, в том числе и Крым. Здесь также русские одержали ряд важнейших побед, как сухопутных, так и морских . В итоге Османская империя в 1791 году была вынуждена подписать Ясский мирный договор, закрепляющий Крым и Очаков за Россией, а также отодвигавший границу между двумя империями до Днестра.