ФЭНДОМ

Воцарение Править

Даты правления: 1796 -1801

После переворота Екатерина II отстранила Павла от вмешательства в решение каких-либо государственных дел; он, в свою очередь, осуждал весь образ её жизни и не принимал той политики, которую она проводила.

В 1794 году императрица решила отстранить своего сына от престола и передать его старшему внуку Александру Павловичу, но встретила противодействие со стороны высших государственных сановников. Смерть Екатерины в 1796 открыла Павлу дорогу на трон.

Особенности исторического осмысления характера правления Павла I Править

Историческая оценка Павла

  • Непоследовательность
  • Самодурство
  • Анекдотичность

Причины оценки:

  • после убийства Павла 25 лет престол принадлежит одному из цареубийц, Александру I
  • далее престол переходит к Николаю, который чтит память Александра
  • в итоге 54 года о Павле все были плохого мнения, т.к. реабилитация Павла ставила бы под сомнение 2 следующих царствования
  • во время СССР он служил "монархическим пугалом"
  • был наиболее религиозным из правителей XVIII века

Перед революцией, кстати, было предложено причислить его к лику святых.

Краткая биография Править

Павел правил недолго. Для историков, и для просто знающих людей это не удивительно. Он был рыцарем и освободителем от деспотического гнета предшествующих монархов-узурпаторов для крестьян и в то же время деспотом для дворянского сословия, много ухудшив их жизнь. Фактическим и логическим итогом его правления был заговор и его убийство в собственной спальне. Этот заговор был неминуем и неизбежен для Павла. В наше время его стали называть "Русским Дон-Кихотом", что можно обьяснить его внешней политикой: рыцарская честь и христианская долг были для него немаловажны.

Внутренняя политика Править

Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков екатерининского правления. Во время своей коронации Павел объявил ряд указов. В частности, Павел отменил петровский указ о назначении самим императором своего преемника на престоле и установил чёткую систему престолонаследия. С того момента престол мог быть унаследован только по мужской линии, после смерти императора он переходил к старшему сыну или следующему по старшинству брату, если детей не было. Этим указом Павел исключал дворцовые перевороты, когда императоры свергались и возводились силой гвардии. Но это не уберегло его от переворота в 1801, в результате которого он сам был убит.

Павлом была восстановлена система коллегий, предпринимались попытки стабилизировать финансовое положение страны.

Манифестом о трёхдневной барщине запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам и более трёх дней в неделю, но по факту указ почти не исполнялся.

Военные реформы Править

Следует отметить, что Павел I затеял военные изменения не только из собственной прихоти. Российская армия была не на пике формы, страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно: в частности, дворянские дети с рождения были приписаны к тому или иному полку.

В армии Павел, отвергая достижения русской военной мысли предшествующих десятилетий, стремился ввести прусские военные порядки. Обучение солдат сводилось в основном к шагистике. Император считал, что армия — это машина и главное в ней механическая слаженность войск и исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы.

Перечислим важнейшие из них:

  • Реформа по замене военной формы: потёмкинская форма была заменена на форму времён Петра III)
  • Увеличение роли строевой подготовки
  • Ревизия офицерского состава: т.к. многие дворяне записывали своих детей в полки еще до их рождения, Павел просто собрал всех офицеров, а тех, кто не явился, уволил
  • Ликвидация гвардейского преимущества: гвардейские полки имели преимущество в два звания перед остальными военными и гражданскими служащими, Павел же это преимущество ликвидировал

Внешняя политика Править

По вступлении на престол Павел, дабы подчеркнуть контраст с матерью, декларировал миролюбие и невмешательство в европейские дела. Однако, когда в 1798 году возникла угроза воссоздания Наполеоном самостоятельного Польского государства. Россия вступает в антифранцузскую коалицию в союзе Австрией, Англией и Турцией. Начинается Война Второй коалиции.

В действия русских войск против французов входили итальянский и швейцарский походы Суворова, а также средиземноморский поход Ушакова.

Итальянский поход Суворова Править

В Италии стояли две французских армии: одна - на севере Италии (командующий - генерал Шерер) и на юге (командующий - генерал Макдональд). Всего в составе армий насчитывалось около 92 000 человек.

У коалиции была в распоряжении 86 000-ная союзная армия на севере Италии (командующий - фельдмаршал Мелас), также 22 000-ный русский корпус под командованием генерала Розенберга.

По просьбе Австрии и Англии командующий объединённым русско-австрийским войском был назначен генерал Суворов.

Основные битвы:

  • Битва при Адде: на правом берегу, вытянувшись на 100 км, стояла французская армия, и Суворов решил воспользоваться этим - он отрядом генерала Багратиона отвлек войска от центра к левому флангу, после чего Суворов с частью войска переправился через реку и напал на французкий центр; в это время другая часть войска зашла к французам в тыл, что явилось точкой в сражении; французы бежали.
  • Битва при Треббии: французское командование решило перехватить инициативу и напасть на Суворова, остановившегося в Алессандрии, войсками Макдональда с востока и Моро из района Генуи; поставив заслон немногочисленной армии Моро, Суворов вышел навстречу Макдолнальду; они встретились на реке Требии, где Суворов не оставил ни шанса войскам Макдональда.
  • Битва при Нови: в конце июля объединённые французские войска (командующий — генерал В. К. Жубер) вновь начали наступление из Генуи; их целью была Алессандрия, где были сконцентрированы основные силы союзных войск; союзная и французская армия встретились около города Нови, где произошла битва, в которой Суворов одержал победу; остатки французских войск снова отступили к Генуе; Суворов предложил добить французов под Генуей, а затем двинуться на Марсель, отрезав Францию от Средиземного моря; однако, опасаясь резкого усиления влияния России в регионе, австрийцы не приняли суворовский план и 16 (27) августа гофригстрат направил Суворова в Швейцарию с целью дальнейшего наступления оттуда на французов; начался Швейцарский поход.

Швейцарский поход Суворова Править

Суворов был направлен гофригсратом в Швейцарию из Италии для соединения с армией генерала Римского-Корсакова. Для достижения этой цели Суворов выбрал самый короткий, хотя и самый трудный путь - перевал Сент-Готард, занятый французами. Когда войска подошли к перевалу, Суворов направил колонну генерала Розенберга в обход перевала справа на Чёртов мост в тыл противнику, а сам 13 (24) сентября атаковал перевал. Две атаки были отбиты, но во время третьей атаки отряд генерала Багратиона вышел в тыл французских позиций, что заставило противника отступить. Далее Суворов держал путь на Швиц.

Когда войска Суворова прибыли в Альтдорф, выяснилось, что отсюда на Швиц дороги нет. Суворов решил двигаться на Швиц через хребет Росток и Муотенскую долину. Тяжёлый 18-км путь до Муотенской долины войска преодолели за 2 дня, но здесь было получено известие о разгроме войск Римского-Корсакова. Швиц был занят французами. Войска Суворова оказались окруженными в Муотенской долине без продовольствия и с ограниченным количеством боеприпасов. На военном совете было решено прорываться через окружение к Гларису, а затем держать путь на Иланц через перевал Рингенкопф (Паникс).

По существу предательское поведение Австрии во время похода раскрыло глаза Павлу I, и вскоре он расторг с ней союз и отозвал армию Суворова в Россию.