ФЭНДОМ

Кратко о главном Править

В 1675-1682 гг. правил Фёдор (сын Алексея Михайловича). (Дети Алексея от Милославской: Софья, Иван и Фёдор; от Нарыжкиной: Пётр и дочери.) В 1682 г. Нарыжкины устраивают переворот. Петра провозглашают царём, после чего переворот устраивают Милославские, что известно как "стрелецкий бунт". Ивана провозглашают соправителем, а Петра отправляют в Преображенское село, где он живёт 7 лет в непрерывном страхе смерти. В это время страной управляют Софья и Василий Голицын. Именно Голицын начал то, что потом продолжил Пётр. Кроме того, на становление Петра как личности повлияло недалёкое расположение Кукуй-слободы, где проживали иностранцы, не исповедующие христианство. Пётр увлёкся одной из иностранок, проживающих там, Анной Монс, однако его женили на девушке, которую он не любил, Евгении Лопухиной.

За те же семь лет сформировались так называемые "потешные полки" из мальчишек (детей мелких дворян), игравших с маленьким Петром. Свои названия они получили по сёлам, откуда они происходили (Семёновский и Преображенский). Позднее, они стали реальной военной силой - несколько тысяч человек.

В результате недоразумения вспыхнул переворот: Софья была выслана в монастырь, Голицына казнили...

Пётр стал царём, но до 25 лет (до 1695 г.) продолжал заниматься "игрищами", однако уже в другом масштабе - ведь он имел доступ к казне.

Разные источники оценивают Петра по-разному:

  • Пётр Великий
  • Революционер на троне
  • Подменыш немецкий
  • Антихрист

Пётр был единственным из русских царей, кто не побрезговал собственноручно казнить людей. Он подписал приказ сначала о пытках, а затем о казни собственного сына.

Реформы Петра коснулись практически всех сторон жизни общества:

  • быт
    • календарь
      • Новый год перенесён с 01 сентября на 01 января
      • отсчёт времени - от Рождества Христова
      • разница - 5508 лет
    • платье
      • русское -> венгерское
      • венгерское -> немецкое
    • обязательные повседневные занятия
      • кофе - чёрный, без молока и сахара
      • курение табака (в армии раздавался бесплатно)
      • ассамблеи
    • Борода. В 1701-1709 гг. Пётр издал серию указов, запрещающих всем людям, состоящим на государственной службе, носить бороду. Кроме того, горожане могли выкупать право ношения бороды сроком на один год, покупая специальный "бородовой знак" стоимостью от 1 до 3 рублей. До Петра бороду брили только скоморохи, называемые в народе "срамные люди". Бритьё бороды было самым очевидным способом проверить верность человека царю.
  • культура (архитектура, скульптура...)
  • армия и флот
    • создана регулярная армия
    • ликвидированы стрелецкие полки
    • рекрутский набор
    • пожизненная служба
  • образование и наука
    • 1700 - школа математических и навигационных наук
    • 1701 - 1721 открытие новых школ
      • Москва
        • артиллерийская
        • инженерная
        • медицинская
      • Санкт-Петербург
        • инженерная
        • морская академия
    • 1705 - первая гимназия
    • 1714 - цифирные школы в провинциальных городах
    • 1721 - сеть духовных школ
    • несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу
    • введено обязательное обучение дворян и духовенства
    • заложены основы для распространения образования
  • государственное управление
    • 1711 - создание Сената - органа управления, замещающего царя, пока тот в отлучке
    • 1717-18 - создание системы коллегий - органов отраслевого управления, заменивших приказы
  • сословия
    • унификация
      • дворянство = однодворцы + бояре + дворяне + князья
    • указ о майорате: земля не дробится между наследниками, а полностью отдаётся старшему сыну
    • поместье = вотчина
      • поместьем называлась земля, дававшаяся на время службы
      • вотчиной называлась земля, передававшаяся по наследству
      • поместье приравняли к вотчине, сохранив старое название
    • ужесточение крепостного права: начинает рассматриваться как право собственности на человека
      • появились т.н. "посессионые" крестьяне (привязанные к заводам)
  • налоги: подворная подать заменена подушной (подать взималась с ревизских душ - взрослых мужчин, найденных ревизией), это позволило увеличить собираемую сумму в три раза
  • государственная служба
    • 1722 - Табель о рангах - закон о порядке государственной службы; разделял военную, гражданскую и придворную (позже были добавлены казачий и военно-морской табеля) службы на 14 рангов
  • промышленность
    • фактически, была создана и разделялась на:
      • государственной
      • военной
    • в качестве основной рабочей силы использовалась подневольная
  • торговля
    • применение политики меркантилизма (экспорт > импорт)
    • государство имеет монополию на внешнюю торговлю
  • церковь
    • 1700 - ликвидация патриаршества и замена на местоблюстительство
    • "Духовный регламент" - светский документ, предписывающий народу, как следует блюсти веру
    • создание Синода - министерства православного исповедования, возглавляемого светским чиновником
    • ограничение штата духовенства
    • запрет монахам иметь бумагу, чернила и перья (т.е. заниматься богословием)
  • престолонаследие
    • до Петра осуществлялось исключительно по традиции - старший сын либо следующий брат
    • жену для наследников брали из девиц знатнейших русских родов
    • 1722 - "устав о наследии престола" - монарх получает право выбрать наследника по своему усмотрению

Общая характеристика правления Править

  • 1682 - 1689 - формально
  • 1689 - 1725 - фактически

Петр I провел реформы государственного управления. Созданы Сенат, коллегии, Табель о рангах, органы высшего государственного контроля и политического сыска. Церковь подчинена государству, проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург, ядром которого стала Петропавловская крепость.

Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов) и протекционизма (политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений). Монополия на внешнюю торговлю перешла к государству. Возглавлял армию во многих походах.

Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т. д. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс, что влекло за собой восстания, беспощадно подавлявшиеся правительством.

Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже бритьё бороды уходит корнями в допетровскую эпоху.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета, шотландцем Форварсоном.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы, часть его законов воспринималась неоднозначно, либо отрицательно:

  • запрет на ношение бороды (городское население (И КУПЦЫ!) имело право выкупать это право)
  • рекрутская система набора, пожизненная служба(ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЛИ ПОВЫШЕНИЕ ЗА ПОДВИГ)
  • изменение летоисчисления
  • важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского.
  • повышение образованности народа (КАКОГО? КРЕСТЬЯН? ПИШИ ТОЧНЕЕ : ПОВЫШЕНИЕ ОБРАЗОВАННОСТИ ДВОРЯН)

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований(ВСЕХ) внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, Петр I добился признания за Россией странами Западной Европы авторитета великой державы.

Внутренняя политика Править

Период петровского правления характеризуется активными преобразованиями. Их предпосылки сложились еще в ХVII веке. В конце XVII в. в России появились мануфактуры, начал формироваться всероссийский рынок. Однако страна по-прежнему оставалась преимущественно сельскохозяйственной, с преобладанием натурального хозяйства. Ее развитие сдерживалось отсутствием выхода к морям. Царь Алексей Михайлович, боярин А. Ордин-Нащекин, В. Голицин, и другие понимали необходимость реформ и предпринимали попытки для их проведения, но при Петре I реформы приобрели всеобъемлющий характер. Проведение реформ требовало неординарной личности. По мнению большинства ученых, именно таким человеком и стал Петр I. Все преобразования Петра I, независимо от времени их проведения, историки обычно делят на несколько видов: реформы органов власти и управления; преобразования в промышленности, торговле и финансах; военная реформа и перемены во внешней политике государства; реформы в области культуры и быта; церковная реформа. Традиционно главной причиной и целью реформ считается борьба за выход к Балтийскому морю. В России была проведена реформа государственного управления. В итоге в России окончательно утвердился абсолютизм. Будучи провозглашенным императором, Петр I стал монархом самодержавным и неограниченным. Утверждению самодержавной власти монарха способствовала церковная реформа. Упразднив в 1721 г. патриаршество и дав управлять церковью Синоду, Петр I тем самым ликвидировал независимость церкви, окончательно устранил политическую конкуренцию с ее стороны. Церковь, будучи включена в систему государственной бюрократии, превратилась в послушную служительницу светской власти. Проведенные Петром Алексеевичем реформы государственного управления свидетельствовали о создании в России административно-бюрократической системы управления – важнейшего атрибута абсолютистского государства.

Реформа государственного аппарата Править

  1. Появление сената(1711 г.)
    • снижение роли неэффективной уже боярской думы
    • в сенате каждый министр имел особые полномочия, появляются отчётность и протоколы заседаний.
  2. 1717-1721 года - реформа исполнительных органов управления: система приказов с их расплывчатыми функциями заменяется по шведскому образцу 11 коллегиями.

Отличия от приказов:

  • сферы деятельности строго разграничены.
  • совещательный порядок решение задач.

Различные внутренние реформы Править

Итогом и законодательным закреплением реформаторской деятельности Петра I явился Табель о рангах (1722 г.), представлявший собой закон о порядке государственной службы. Этим документом устанавливался порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам. Табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения. В результате к 1750 г. около 47% чиновников стали дворянами. Развитие промышленности и торговли требовало денежной реформы. Она предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. В основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка и серебряный рубль. Чеканка монеты стала привилегией государства. В области социальной политики были проведены следующие реформы: чтобы повысить эффективность контроля за сбором податей с населения, вводится подушная подать вместо налогов со двора; чтобы стабилизировать правящий класс экономически и политически Петр в 1714 г. принимает «Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ» . По нему все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии – одному из членов семьи. Этот указ должен был препятствовать дроблению крупных земельных владений. Однако дворянство встретило его враждебно и он не был проведен в жизнь. Но с этого момента дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, различий между ними не стало – поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Этот указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами. Усиление налогового гнета повлекло за собой массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр I издал указ, запрещавший крестьянам уходить от помещика на заработки без помещичьего разрешения. Так в России было положено начало паспортной системе. Петр I провел переписи населения, которые дают представление о численном составе страны – он равнялся 19,5 млн. человек, из которых 5,4 млн. были мужчинами, платившими подать. Также была проведена унификация сословий (до Петра их было более 20).

Сельское хозяйство Править

Заметным явлением в истории сельского хозяйства XVIII в. стал процесс территориального разделения труда, начавшийся еще в XVII столетии. В основном завершилось формирование районов, специализировавшихся на производстве определенной сельскохозяйственной продукции, четче обозначилась их торговая направленность. В земледелии преобладало производство зерновых, технических культур, среди которых ведущее место занимали лен и конопля.

Итоги проведенных реформ были противоречивы и оценки петровских преобразований вызывают споры у историков.

Внешняя политика Править

Посольский приказ Править

Внешняя политика Российского государства при Петре I находилась в ведении Посольского приказа, созданного еще в 1549 году. Это было сложное по структуре ведомство, занимавшееся не только делами собственно внешней политики (отношения с иноземными державами), но и вопросами управления отдельными российскими территориями. До начала XVIII века существовали лишь две постоянные миссии России – в Швеции и Польше, то есть в двух важнейших соседних государствах. С 1700 до 1717 года (когда Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел) главным внешнеполитическим органом была Посольская канцелярия, которая практически всегда находилась при императоре и напоминала Походную внешнеполитическую канцелярию Карла XII. Посольскую канцелярию возглавлял граф Ф.А. Головин, а затем Г.И. Головкин. Забавно, не правда ли? Характерной чертой внешнеполитического ведомства России было то, что сюда всегда привлекались для работы наиболее выдающиеся и талантливые личности. За первую четверть XVIII века были открыты постоянные дипломатические представительства во всех великих державах того времени – Австрии, Турции, Швеции, Великобритании, Франции, Дании. В дипломатии Россия оказалась на должной высоте, и это во многом явилось основой военных успехов Петра I.

Предпосылки и первые походы Править

Основные направления внешней политики России в конце XVII – начале XVIII века определялись необходимостью получить доступ к морям: к Балтийскому – западное, к Черному – южное и к Каспийскому – восточное направления. В 1695 году молодой царь Петр предпринял поход на Азов, турецко-татарскую крепость в устье Дона. Именно здесь началась военная «карьера» бомбардира Петра Алексеевича, который принял участие в обстреле крепости и позднее писал: «Зачал служить с первого Азовского похода бомбардиром». Летом русские войска осадили Азов. Однако отсутствие у русских флота позволяло туркам беспрепятственно получать подкрепление и продовольствие морем. Предприняв два неудачных штурма, русское войско вынуждено было отступить. Зимой того же года началась подготовка второго азовского похода, который оказался более удачным. Благодаря построенному за несколько месяцев флоту Петр смог блокировать Азов с моря. Успешными действиями бомбардиров была разрушена часть крепости, и турки без боя сдались 18 июля 1696 года. Россия получила доступ к Азовскому морю, однако выход на Черное море был закрыт Керченским проливом, который по-прежнему находился в руках Турции. Дальнейшая борьба с Турецкой империей была невозможной без союзников, найти которых Петру не удалось.

Поиск союзников и устройство армии Править

В ходе Великого посольства 1697 – 1698 годов (путешествие по Европе) царь познакомился поближе с расстановкой политических сил в Европе, которая способствовала созданию антишведского союза. В Северный союз кроме России вошли Дания и Польско-Саксонское королевство (Август II являлся одновременно королем польским и курфюрстом саксонским). Дания мечтала вернуть отторгнутые Швецией области, а Август II надеялся упрочить свою власть в Речи Посполитой, присоединив Лифляндию. В 1699 году, когда Август II начал военные действия, русские дипломаты активно вели мирные переговоры с Турцией, а царь Петр занимался устройством армии. Русские вооруженные силы в это время насчитывали 600 тысяч человек. Военная реформа еще только начиналась. Вновь сформированные полки состояли в основном из необученных солдат, которые были плохо одеты и вооружены. Большую часть высших и значительную часть средних командных должностей занимали иностранцы, которые были незнакомы не только с русскими обычаями и традициями, но нередко и с языком.

Выход к Балтике Править

Как только Петр I получил известие о подписании мирного договора с Турцией, он начал активные действия против Швеции. Началась Северная война (1700 - 1721 гг.), которая завершилась подписанием Ништадтского мира. Была решена важнейшая задача внешней политики России, поставленная ещё в XVI – XVII веках, – был обретен выход к Балтийскому морю. Россия получила ряд первоклассных портов и благоприятные условия для торговых отношений с Западной Европой. В 1721 году Петра I провозгласили императором. Отныне русское государство стало именоваться Российской Империей.

Война с Турцией Править

В то время, когда шла Северная война, Турция, поощряемая Карлом XII, объявила войну России, которая закончилась неудачей для русской армии. Все приобретенные по Константинопольскому мирному договору территории Россия потеряла. Важным внешнеполитическим мероприятием последних лет правления Петра Великого стал поход 1722 – 1723 годов в Закавказье. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Иране, Россия активизировала свои действия в этом регионе. В результате похода 1722 года на Кавказ и Иран Россия получила западный берег Каспийского моря с Баку, Рештом, Астрабадом. Дальнейшее продвижение в Закавказье было невозможным из-за вступления в войну Турции. Каспийский поход сыграл положительную роль в деле укрепления дружественных связей и сотрудничества между Россией и народами Закавказья против турецкой агрессии. В 1724 году султан заключил мир с Россией, признав территориальные приобретения в ходе Каспийского похода. Россия со своей стороны признала права Турции на западное Закавказье.

Таким образом, в первой четверти XVIII века была решена одна из главных внешнеполитических задач России. Россия получила выход в Балтийское море и стала мировой державой.