ФЭНДОМ

Развитие культуры России в XVIII  Править

Основные веяния Править

Петр проводил реформы на европейский лад, и они, конечно, не обошли и культуру. Закономерным следствием явился резкий контраст культурного развития между разными сословиями: высшие слои населения (дворяне и члены царской семьи) последовали европейской манере, а крестьянские и некоторые купеческие семьи остались верными церковнославянской культуре.

С крестьянами все понятно, у них основные веяния не менялись. Тогда разберем влияние Европы на дворянскую культуру:

  • Изменение стиля одежды под европейский
  • Архитектура становится не только церковной, но и светской
  • Приглашение заграничных зодчих, художников, скульпторов
  • Развитие национального светского искусства как следствие обучения молодых русских талантов за границей, а затем и в России

Также культура дворян зависела от действующего монарха. По этому принципу можно поделить ее на несколько периодов.

Раннее барокко Править

Раннее барокко, в сравнении с последующими стилями, - сдержанное, строгое, без излишеств.

В свою очередь делилось на:

  • Петровское барокко (преобладало с Петра I до Анны Иоанновны включительно); из зодчих можно отметить Доменико Трезини (Петропавловский собор, Здание Двенадцати коллегий), Жан-Батиста Леблона (Большой Петергофский дворец) и Андреаса Шлютера (Монплезир); также Петр I пригласил в Петербург Карло Бартоломео Растрелли - скульптора из Италии (Парадный бюст Петра I, Анна Иоанновна с арапчонком).
  • Аннинское барокко (содержало в себе 'каркас' Петровского и некоторые традиции Московского).(ерковь Симеона Богоприимца и Анны. 1730-1734 (Михаил Григорьевич Земцов, 1688-1743) )

Высокое барокко Править

Высокое барокко выражало абсолютизм и олицетворяло государственное могущество России. Этот стиль характерен неисчерпаемым разнообразием декоративного убранства, пространственный размах и ясность планировочных решений, живописная пластика и напряжённая динамика форм.

Также называется Зрелым и Елизаветинским барокко.

Постепенно пришло в Россию с восхождением на трон Елизаветы Петровны.

Этот период был богат на архитекторов:

  • Франческо Бартоломео Растрелли (Строгановский дворец, частично Большой дворец в Петергофе)
  • Савва Иванович Чевакинский (Никольский морской собор)

Классицизм Править

Многие талантливые и выдающиеся архитекторы (как Ф.Б.Растрелли) были уволены, когда к власти пришла Екатерина II. Она хотела видеть русский классицизм, а не барокко на улицах Петербурга и Москвы. Знаменовали переход от барокко к классицизму работы русского архитектора Александра Кокоринова (Академия художеств совместно с Валлен-Деламотом).

Также можно выделить вышеупомянутого Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота (Большой Гостиный двор), Антонио Ринальди (Мраморный дворец), Винченсо Бренну (Михайловский замок).

Развитие науки и образования в 18 веке. Править

  • заимствование у Европы
  • становление национальных научных и художественных школ
  • 1725 - Академия наук
  • 1727 - Академия художеств

Академия - это и учебный центр, и центр науки/искусства.

После петровского разгрома высшего духовного образования в России, высшее образование (светское) оказалось в руках иностранцев. Но к середине XVIII века русские учёные постепенно начинают брать всё в свои руки. В 1755 г., благодаря стараниям графа Шувалова и знаменитого русского учёного Ломоносова, был открыт Московский университет с тремя факультетами: юридическим, медицинским и философским. При этом университете также были открыты две гимназии: одна для дворян, другая для "разночинцев", т.е. для людей всех остальных сословий и званий.

1)Ломоносов. Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.

2)Лепёхин И.И. исследование лекарственных растений

3)Озерцовский Н.Я. собрал обширный естественнонаучный и этнографический материал

4)Шумахер И.Д. Секретарь академии наук