ФЭНДОМ

Определение и терминологияПравить

ОпределениеПравить

Трение – один из видов взаимодействия тел.

Силы трения между двумя телами возникает при соприкосновении двух твердых тел и при возможном относительном движении. Они возникают вследствие взаимодействия между атомами и молекулами соприкасающихся тел.

Трение, как и все другие виды взаимодействия, подчиняется третьему закону Ньютона: если на одно из тел действует сила трения, то такая же по модулю, но направленная в противоположную сторону сила действует и на второе тело.

Все силы трения являются диссипативными.

Сила называется диссипативной, если в результате ее ействия на систему тел, ее полная механическая энергия убывает, переходя в другие, немеханические формы энергии, например в теплоту.

КлассификацияПравить

Силы трения можно классифицировать по условиям взаимодействия и его характеру.

По условиямПравить

Сухое трениеПравить

Силами сухого трения называют силы, возникающие при соприкосновении двух твердых тел при отсутствии между ними жидкой или газообразной прослойки. Они всегда направлены по касательной к соприкасающимся поверхностям.

Вязкое трениеПравить

Возникает при взаимодействии тел, разделённых слоем твёрдого тела, жидкости или газа (смазки) различной толщины; величина вязкого трения характеризуется вязкостью среды.

Смазки широко используются для уменьшения сил трения в промышленности и сельском хозяйстве.

При вязком трении нет трения покоя.

По характеруПравить

Трение покояПравить

Сухое трение, возникающее при относительном покое тел, называют трением покоя. Сила трения покоя всегда равна по величине внешней силе и направлена в противоположную сторону. Сила трения покоя для определенной пары тел не может превышать некоторого максимального значения.

Трение скольженияПравить

Если внешняя сила больше максимального значения силы трения покоя, возникает относительное проскальзывание. Силу трения в этом случае называют силой трения скольжения. Она всегда направлена в сторону, противоположную направлению движения и, вообще говоря, зависит от относительной скорости тел.

Сила трения скольжения пропорциональна силе нормального давления тела на опору, а следовательно, и силе реакции опоры.

Коэффициент их пропорциональности μ называют коэффициентом трения скольжения. Он зависит от материалов соприкасающихся тел и от качества обработки поверхностей. При скольжении сила трения направлена по касательной к соприкасающимся поверхностям в сторону, противоположную относительной скорости.

Трение каченияПравить

Силы трения возникают и при качении тела. Они называются силами трения качения. Однако они обычно достаточно малы.

Закон Кулона-АмонтонаПравить

Закон Кулона-Амонтона: сила трения при скольжении тела о поверхность не зависит от площади соприкосновения тела с поверхностью, но зависит от силы нормальной реакции этого тела и от состояния окружающей среды.

Силу трения скольжения можно расчитать по формуле $ \mu\cdot mg\cos\alpha $, что доказывает закон Кулона-Амонтона